Henschel Hs 123: боевой ветеран

 

 

Henschel Hs 123 — один из ярких примеров того, как хорошо спроектированная и построенная машина способна эффективно выполнять свою роль в течение множества лет, и даже более совершенные самолёты не могут сравняться с ней во многих ситуациях.

Hs 123 был одним из первых проектов компании Henschel, которая изначально специализировалась на железнодорожной технике. Первые производственные мощности компании в сфере авиастроения были развернуты в ангарах, арендованных у вагоностроительного завода под Берлином. Henschel начал с учебно-тренировочного Hs 121 и многоцелевого истребителя Hs 122, однако первой по-настоящему успешной машиной стал именно пикирующий бомбардировщик Hs 123.

В 1933 году RLM (министерство авиации Германии) разместило заказ на переходную модель пикирующего бомбардировщика и ударного самолёта двум компаниям — Henschel и Fieseler. Главной машиной, которая должна была принять на себя эту роль, должна была стать легендарная «Штука» Junkers Ju 87, однако разработка её была на ранней стадии, а Luftwaffe нужна была аналогичная машина быстро. К началу 1935 года оба производителя построили свои прототипы — Hs 123V1 и Fi 98, соответственно. Уже первые испытательные полёты показали большое превосходство машины Henschel, и RLM выбрала именно её.

Hs 123 был цельнометаллическим полуторапланом (площадь нижнего крыла была значительно меньше площади верхнего). Первый прототип оснащался двигателем BMW 132A-3, второй — лицензионной копией более мощного Wright Cyclone, а в производство самолёт отправился с двигателем BMW 132Dc мощностью 880 л.с. Все эти двигатели были радиальными воздушного охлаждения — впоследствии эта деталь оказалась крайне важной. Hs 123 был способен пикировать с углом до 80 градусов и сбрасывать бомбы очень точно. Курсовое вооружение изначально состояло всего из двух синхронных пулемётов MG 17 калибра 7.9 мм, бомбовая нагрузка включала 4 50-килограммовых бомбы SC50 на крыльевых подвесах и возможность подвески 250-килограммовой SC250 под фюзеляжем. Цельнометаллическая конструкция обеспечивала неплохую защиту от стрелкового калибра, пилот был дополнительно защищён тонкой бронёй вокруг сиденья и бронированным заголовником кресла.

Всего было построено около 250 Henschel Hs 123. Эта машина вначале не снискала большого успеха, поскольку до начала Второй Мировой войны сама Германия не вела боевых действий, где бы тактические операции требовали ударных самолётов с малой дальностью полёта. Однако во время Гражданской войны в Испании Hs 123 продемонстрировал себя великолепно. Туда было направлено 5 машин в роли тактических бомбардировщиков. Способность очень точно сбрасывать бомбы и отличная живучесть машины оказались востребованы для поддержки наземных войск. Генерал Франко в итоге выкупил все 5 тестовых самолётов и заказал ещё 11 машин, одна из которых даже дожила до конца Второй мировой. Занятный факт: в Испании Hs 123 получили прозвище Angelito — «маленький ангел».

Настоящее признание пришло к Hs 123 во Второй мировой войне. Самолёт был способен взлетать и садиться в ужасных условиях, даже на раскисшие поля. Отличная живучесть и простота обслуживания давали возможность осуществлять большее число боевых вылетов, чем могли себе позволить эскадрильи с более новыми и совершенными машинами. К примеру, истребитель-бомбардировщик Bf 109E-7/B требовал значительно более качественного покрытия лётного поля при взлёте с бомбовой нагрузкой, а его рядный двигатель водяного охлаждения был подвержен повреждениям от огня стрелковым калибром. Для тактических операций — поддержки наземных групп, сдерживания наступления противника и уничтожения малых целей Hs 123 был превосходен. Отдельно замечали интересную особенность «Хеншеля»: в пикировании пилот мог изменить обороты двигателя таким образом, что его звук сильно напоминал стрельбу пулемётов, а это деморализовало противника.

За время Второй мировой войны Hs 123 успел поучаствовать почти во всех кампаниях Германии, начав с Польши и Франции, затем отправившись в Нидерланды и на Балканы, а потом и в СССР в рамках операции «Барбаросса». Hs 123 воевали и под Ленинградом, и в битве за Москву, и в Крыму, и под Харьковом и Курском. Потери и повреждения самолётов восполнялись за счёт отзыва машин из лётных школ, расконсервации со складов устаревших машин на территории Германии, а в 1943 году Вольфрам фон Рихтгофен даже затребовал возобновление производства Hs 123. Однако Henschel ещё в 1940 году переориентировал все производственные мощности на постройку других самолётов, и восстановить выпуск Hs 123 было невозможно. Самолёт был окончательно заменён взявшим на себя роль штурмовика Ju 87 лишь в 1944 году, хотя это должно было произойти ещё в 1937 г.

 

В World of Warplanes представлен первый производственный образец Hs 123A-1. Вооружённый двумя малокалиберными пулемётами и четырьмя 50-килограммовыми бомбами, этот биплан обладает хорошей манёвренностью и тяговооружённостью. Сбросив бомбы на наземные объекты, машина способна отлично показать себя и в бою с истребителями. Несколько меньшие по сравнению с ними огневая мощь и манёвренность нивелируются высокой прочностью, потому Hs 123 хорош и в штурмовке, и в воздушном бою. При этом никаких особенных требований к навыку игрока он не предъявляет и будет хорош и в руках новичка, и под управлением ветерана игры.

Комментарии

(7)