Ilyushin Il-10M: брат с Востока

 

 

 

 

Штурмовик Ил-10М появился на свет по предложению главнокомандующего ВВС СССР маршала П.Ф. Жигарева. Благодаря быстрому решению вопроса в Совете Министров СССР уже 2 июля 1951 года главный испытатель КБ Ильюшина В.К. Коккинаки поднял в воздух первый опытный Ил-10М. Однако множество запланированного к установке на модернизированный штурмовик оборудования потребовало доводок и переделок, и выпуск серийных машин начался только в 1953 году. Всего было выпущено 146 Ил-10М.

Вооружение самолета состояло из четырех пушек НР-23 калибра 23 мм, расположенных в крыле и  одной пушки Б20-ЭН калибра 20 мм в задней установке ВУ-9М. Общий боезапас для НР-23 составлял 600 патронов. Боезапас пушки Б20-ЭН составлял 150 патронов.

Помимо артиллерийского вооружения, самолёт мог нести до 400 кг бомбовой нагрузки или в перегрузочном варианте 600 кг. Размещение бомб проводилось как в двух бомбоотсеках, так и на внешние балочные держатели БД-2, размещенные на центроплане впереди бомбоотсека и на два балочных держателя БД-3 на консолях крыла.

Также штурмовик Ил-10М нёс четыре реактивных орудия для РС.

Машина была сравнительно неплохо бронирована для своего времени. Толщина брони Ил-10м варьировалась от 4 мм до 16 мм в районе задней бронестенки. Бронекорпус защищал все основные агрегаты ВМГ, элементы управления, а также кабины экипажа.

На самолёте был установлен мотор АМ-42 номинальной мощностью 1750 л.с. с трёхлопастным винтом АВ-5Л-24 диаметром 3.6 метра.

Основные отличия Ил-10М от самолёта Ил-10 заключались в следующих особенностях: новое крыло с новым профилем, увеличенная длина фюзеляжа, на самолёте было установлена оборудование для гашения очагов возгорания,  было добавлено оборудование для слепой посадки, увеличена площадь рулей и элеронов, переработано вооружение в сторону усиления.

Хотя лётчики, летавшие на этих штурмовиках, отмечали значительно улучшившиеся по сравнению с Ил-10 устойчивость и управляемость, Ил-10М так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях. К конфликту в Корее самолет опоздал, а в дальнейших конфликтах на первый план выходила реактивная авиация.

Ил-10М стал последним серийным поршневым штурмовиком КБ Ильюшина. Уже в апреле 1956 года все Ил-10М были списаны с вооружения, а лётный состав был отправлен для переучивания на реактивные машины. Так закончилась эпоха винтокрылых штурмовиков легендарного конструкторского бюро.

В игре премиум штурмовик Китая Ilyushin Il-10M  – близкий родственник Ил-10 из ветки СССР. От своего прокачиваемого на 7-м уровне ветки ударных самолетов СССР аналога он отличается значительно более мощным стрелковым вооружением и повышенной маневренностью. Увеличившаяся огневая мощь даёт возможность быстрее уничтожать наземные цели. И, как и у Ил-10 на своем уровне, выдающиеся лётные характеристики позволяют активно маневрировать в воздушном бою, сочетая оборонительную и наступательную тактики. В руках умелого и хладнокровного пилота сочетание всех достоинств этой машины позволит превратить её в настоящего повелителя неба.

Комментарии

(6)