Ла-9РД: теперь реактивный!

 

 

С середины 1940-х годов советские авиаконструкторы активно работали над тем, чтобы совместить возможности уже отработанных и проверенных временем поршневых истребителей с активно развивавшимися реактивными технологиями. Разнообразные реактивные двигатели и ускорители испытывались на нескольких самолётах, включая Як-1, ЛаГГ-3, Ла-7 и т.п. В основном конструктивные решения состояли в установке жидкостных ракетных и реактивных двигателей в хвостовой части фюзеляжа и использовании их в качестве ускорителей. Однако кроме общей проблемности ранних разработок в этой отрасли (малой тяги, сложности в изготовлении), были и эксплуатационные недостатки. В частности, использование жидкого топлива подразумевало заправку самолётов едким и токсичным окислителем, который был опасен и при обращении на аэродроме, и вызывал нередкие аварии во время испытаний.

Последующим решением конструкторов стала подвеска реактивных двигателей под крыльями истребителей. Такой дизайн и был использован при испытании самолёта, получившего название Ла-9РД.

Первым успешным экспериментом по модификации существующих истребителей была установка под крыльями истребителя «130» прямоточных воздушно-реактивных двигателей ПВРД-430. Машина получила индекс «138», и прошла испытания в 1947 г. «Успешной» конструкцию можно было назвать лишь потому, что во время испытаний не было обнаружено значительных технических недостатков. Однако поставленных задач прототип не выполнил: для достижения максимальной тяги ПВРД необходима была скорость полёта 700 км/ч, которую самолёт «138» попросту не развивал. При включении реактивных двигателей скорость увеличивалась на 45 км/ч при ожидаемых 70-100 км/ч, а расход горючего вырастал настолько, что дальность полёта составила всего 112 км. В итоге машина могла служить перехватчиком при охране аэродромов от тяжёлых бомбардировщиков, но с истребителями потенциального противника бороться была неспособна.

Тем не менее эксперименты продолжились, на этот раз на Ла-7 были установлены пульсирующие воздушно-реактивные двигатели Д-10. Примечательно, что изначально эти двигатели разрабатывались для аналогичных немецким V-1 крылатых ракет (по советской терминологии 40-х годов, самолётов-снарядов). Опытный образец показал значительно лучшие результаты: включение ПуВРД обеспечивало прирост скорости на 119 км/ч.

Вскоре испытания перевели на Ла-9. На заводе №51 12 машин оснастили доработанными ПуВРД Д-13 и подготовили к воздушному параду 10 из них. Двигатели подвешивались на пилонах, закреплённых на усиленных нервюрах консолей крыла. Дополнительный вес двигателей потребовал облегчения машин, также потребовалось изменить топливную систему. С Ла-9 были сняты бронеспинки и две пушки, для сохранения центровки редуктор двигателя был утяжелён 60-килограммовым грузом. В таком виде 10 самолётов и предстали перед руководством страны и публикой на параде в Тушино 30 августа 1947 года, с грохотом пролетев над лётным полем.

Одна из подготовленных машин — №48210509, получившая наименование Ла-9РД, проходила испытания с 21 ноября 1947 г по 13 января 1948 г. Было установлено, что запуск ПуВРД обеспечивает прирост скорости 70 км/ч, однако сопровождался усиленной вибрацией и шумом. Крепления двигателей, естественно, ухудшали аэродинамические свойства машины, усложняли пилотирование, взлёт и посадку. Поскольку ПуВРД использовали то же топливо, что и основной поршневой двигатель, их запуск резко снижал дальность и время полёта машины.

В результате испытаний от подобных гибридных конструкций было решено отказаться. Тем не менее, они в значительной степени повлияли на развитие самих двигателей, предназначавшихся для ракет. И хоть использованные в Ла-9РД двигатели Д-13 и не применялись впоследствии, многочисленные наработки КБ Челомея сделали его одним из крупнейших мировых разработчиков ракетной и космической техники.

В World of Warplanes Лавочкин Ла-9РД – это истребитель VII уровня, по своему характеру схожий с обычными истребителями ветки Лавочкина. Наличие двух реактивных двигателей даёт самолёту неоспоримое преимущество в скоростных и динамических показателях. Ла-9РД способен эффективно работать на больших высотах, чем расположенный на его уровне Ла-7, и может догнать и доставить много неприятностей скоростным противникам, включая и тяжёлые истребители. Основные «минусы» машины обусловлены всё теми же двигателями: манёвренность Ла-9РД несколько ниже, чем у обычных «Лавок», потому в виражный бой стоит вступать осторожно. Также машина оснащена всего двумя 23-миллиметровыми пушками НС-23, потому огневая мощь у неё ниже, чем у Ла-7 в максимальной конфигурации. Стиль игры на этом истребителе может быть и агрессивным (перехват и уничтожение скоростных противников), и осторожным (выбор удобной цели и мгновенный бросок к ней вплотную, после чего уйти на высоту от этой «лавочки» большинство самолётов попросту не смогут). Её «конёк» — это способность догонять и удерживать скоростные цели, постепенно «распиливая» их огнём двух точных пушек среднего калибра. 

Комментарии

(1)