Lockheed P-80A Shooting Star

Разработка P-80 Shooting Star была инициирована ВВС США в 1943 году. Уже тогда перспективы реактивной техники были очевидны, хоть существующие на то время экспериментальные самолёты и уступали поршневым. На тот момент в исследованиях лидировали Германия и Великобритания, и именно сообщения разведки о появлении в немецком арсенале Me 262 фактически принудили USAAF выделить финансирование на постройку адекватного ответа.

Первый прототип XP-80 был построен с расчётом на установку лицензионных копий британского турбореактивного двигателя Halford H.1B (впоследствии переименованного в deHavilland Goblin). Разработкой машины занялся талантливый конструктор Lockheed Кларенс Джонсон, возглавивший небольшую группу инженеров в условиях строжайшей секретности, максимально упрощённого доступа к необходимым ресурсам и минимальной бюрократии. Именно эта группа стала основой легендарной Lockheed Skunkworks — отдельного подразделения компании, до сегодняшнего дня занимающейся сверхсекретными военными разработками.

По условиям контракта прототип необходимо было построить за 180 дней. Группа Джонсона справилась за 143 дня, однако доставленный 16 ноября 1943 года самолёт был готов лишь условно. На нём был установлен нелётный образец двигателя H.1B, а изначально фюзеляж и вовсе собирался с использованием габаритного деревянного макета. Для экономии времени отказались от установки гермокабины. Первые наземные испытания начались 17 ноября – и с ними начались проблемы. Стенки воздухозаборников мотора не выдержали и разрушились, незначительно повредив его. Двигатель был снят для осмотра и ремонта, и в нём был обнаружен не связанный с этим случаем конструктивный дефект компрессора. Потребовался новый мотор, который спешно прислали из Британии.

XP-80 впервые поднялся в воздух 8 января 1944 года. Пилот-испытатель Lockheed Майло Берхэм, несмотря на множество проблем, обнаруженных в первом полёте, был в восторге от машины. Он отметил высочайшую манёвренность по крену, позволявшую выполнить «бочку» за 1 секунду, и высокую горизонтальную скорость. Машина была отправлена на доработку, и после исправления очевидных недостатков — на последующие, в том числе и войсковые испытания. Впрочем, на этом путь XP-80 фактически завершился, а на сцене появился второй проект – XP-80A.

XP-80был задуман как модификация XP-80 для установки более мощного двигателя General Electric I-40. Основные черты первого прототипа были сохранены — прямой профиль крыла, общие очертания машины. Однако использование другого, более тяжелого двигателя вынудило конструкторов значительно изменить проект. Воздухозаборники были перемещены под кабину, удлинены крылья и фюзеляж, усилено шасси, повышен боезапас пулемётной батареи, почти вдвое увеличен запас топлива, появились гидроусилители на тягах рулей. Поскольку большинство проблем изначального дизайна уже были решены в рамках разработки XP-80, на детальную разработку проекта XP-80фактически понадобилось всего 10 дней. На постройку первого прототипа отвели 125 дней, 3 июня 1944 года он был готов. Получивший благодаря окраске прозвище Gray Ghost, самолёт поднялся в воздух 10 июня. Вскоре появился его двухместный собрат, который не окрашивали — так было придумано второе прозвище Silver Ghost. С лётными испытаниями начались и проблемы XP-80A. Первый прототип был в одном из вылетов потерян, когда разрушение турбины двигателя буквально снесло хвост.

Множество недостатков в аэродинамике были устранены командой Джонсона, и началась постройка первых предсерийных YP-80A. Пять первых машин имели следующую судьбу: одна потерпела крушение на территории США и унесла с собой того самого Майло Берхэма (расследование показало, что ему не сообщили о проблемах с топливонасосом и возможности запустить резервный). Четыре других самолёта были переданы в Европу для войсковых испытаний, чтобы на месте выработать тактику их применения против реактивных самолётов противника. Два отправились в Великобританию, два — на Средиземное море. Один из британских YP-80разбился во втором же полёте, второй был переоборудован под прототип двигателя Rolls-Royce Nene и тоже был утерян при испытаниях. Пара машин, служившая в Италии, противника так и не встретила и позже была возвращена в США. Однако стоит отметить, что большинство происшествий с P-80A было связано не с техническими причинами, а с необычностью первой реактивной техники, неопытностью пилотов и сопутствующими ошибками.

Несмотря на целую череду проблем, связанных с проектом P-80A, USAAF разместила два контракта по 500 машин с двигателями GEJ33 (производственными версиями I-40, под который самолёт и создавался). В июне 1945 были заказаны ещё 2500 Shooting Star-ов, но вскоре Япония капитулировала, и контракт был аннулирован, а производство по первому заказу сокращено (к тому моменту успели построить 83 машины). Всего же за историю Shooting Star было построено 1714 самолётов, из них 927 – последней модификации F-80C. Значительная часть из них была разведывательными машинами, в которых вооружение в носовой части фюзеляжа заменялось фотооборудованием.

Боевое применение F-80A (как стал называться P-80A после смены системы именования техники в USAF) повидал лишь во время войны в Корее. Однако там значительно устаревшая машина уже противостояла МиГ-15, и прямое крыло, как выяснилось, значительно уступало стреловидному на советском истребителе. Всего пилоты США заявляли о 6 сбитых МиГ-ах, однако достоверных подтверждений этому нет. Вскоре Shooting Star был сменён F-86 Sabre и переведён в роль ударных самолётов, а затем и отправился на пенсию.

Однако было другое, необычное применение P-80A, в котором он всё-таки оказался очень успешен. ShootingStarоказался отличным «гоночным» самолётом. На нём в течение нескольких месяцев были поставлены скорости времени трансконтинентального перелёта между Лонг-Бич и Нью-Йорком, в том числе и без дозаправки. Также ShootingStarпринадлежал рекорд времени перелёта между Нью-Йорком и Вашингтоном, а затем и мировой рекорд скорости на 1000 км отрезке — 683 км/ч.

В игре P-80A-1 Shooting Star представлен первой серийной версией с мотором Allison J33-A-11. Его отличительные черты — это отличная манёвренность по крену и тяговооружённость. Машина очень отзывчива в управлении, на ней приятно летать. Мощный форсаж в сочетании с хорошей скороподъёмностью позволяет рывком сокращать дистанцию до цели, а точная пулемётная батарея из 6 стволов калибра 12.7 мм, установленных в носовой части фюзеляжа, на близком расстоянии опасна любой цели. По стилю пилотажа P-80A-1 сильно напоминает поздние «Мустанги», в частности, P-51H, и общий подход к виражному бою на Shooting Star должен быть аналогичным.

Комментарии

(3)