Curtiss XF15C: два мотора лучше одного

В 1943 году ВМФ США заказал разработку двух скоростных истребителей компаниям Curtiss и Ryan Aeronautical. Необходимость в быстрых боевых самолётах росла, а первые конструкции реактивных двигателей ещё не могли обеспечить радикально большей эффективности, чем отработанные годами дизайны поршневых моторов. В частности, ВМФ в 1943 году не рассматривал полноценные реактивные самолёты потому, что слабая тяга на малых скоростях и высотах делала их опасными для применения с авианосцев. Решение было простым: комбинировать в одном самолёте основной поршневой и вспомогательный реактивный двигатель.

Создание Curtiss XF15C началось в декабре 1943 года. Задание было довольно расплывчатым: истребитель должен был обеспечивать большую скорость полёта на высоте и нести мощное вооружение. Для силовой установки Curtiss выбрали сочетание поршневого двигателя Pratt & Whitney R-2800-34W Twin Wasp мощностью 2100 л.с. с форсированием водно-метаноловой смесью до 2400 л.с. и британского реактивного двигателя de Havilland-Halford H1 Goblin. При необходимости двигатели можно было использовать и одновременно, и поочередно. Проект был представлен флоту и принят, работы по постройке трёх прототипов начались в апреле 1944 года. 

При создании прототипов Curtiss столкнулась с множеством сложностей, потому первый был готов к полёту только в 1945 году. Он поднялся в воздух 28 февраля 1945 года, испытания проводились без включения реактивного двигателя. 3 мая провели запуск реактивного двигателя в полёте, а спустя 5 дней первый прототип был утерян в аварии. Вторая машина ещё не была готова, потому испытания приостановили до 9 июля. Этот прототип уже использовал американский аналог «Гоблина» — Allis-Chalmers J-36. Третий испытательный образец поднялся в воздух уже в марте 1946 года. Разработка истребителя затягивалась, конструкторы были вынуждены решать множество проблем, неизбежно возникающих при освоении новой и к тому же очень сложной техники. В итоге два сохранившихся прототипа Curtiss XF15C были переданы флоту только в ноябре 1946 года. 

В пробных полётах флотским лётчикам новый истребитель не понравился. Оснащение машины двумя двигателями и четырьмя 20-мм пушками сделало его очень тяжёлым и неустойчивым в горизонтальном полёте. Curtiss занялась доработками и в конце концов поборола этот недостаток, значительно переработав хвостовое оперение. Так XF15C получил свой характерный огромный киль. В испытательных полётах машина показала скорость до 600 км/ч на поршневом двигателе, а включение реактивного разгоняло её до 755 км/ч на высоте 7000 метров. Требованиям Флота это соответствовало, однако на вооружение Curtiss XF15C так и не был принят. Уже был (довольно неудачный) опыт использования конкурирующего проекта Ryan FR Fireball, и машины с комбинированной силовой установкой не рассматривались ни как эволюция поршневых истребителей, ни как перспективный тип самолёта в целом. Флот начинал принимать на вооружение полноценный реактивный McDonnell FH-1 Phantom. Один из прототипов Curtiss XF15C отправился на слом, а второй после долгого пребывания на складе был передан в музей.

В World of Warplanes Curtiss XF15C — это премиум истребитель США VIII уровня. Его главные достоинства — это высокая скорость и отличный долгий форсаж, что в сочетании с хорошим сохранением энергии и четырьмя мощными крыльевыми 20-миллиметровыми пушками M3 делают его хорошим перехватчиком для игры на проходах. Для манёвренного боя с другими истребителями он не слишком подходит: большие размеры и масса делают XF15C довольно неповоротливым, хотя неплохой запас прочности и позволяет иногда «разменивать HP», полагаясь на огневую мощь и высокую скорость. В целом же это отличный истребитель – охотник за тяжёлыми истребителями и бомбардировщиками, способный и прикрыть союзников, и расправиться с нападающими высотными «тяжеловесами». 

Комментарии

(3)