Dornier Do 335 Pfeil: стальная стрела

 

Самолёты с необычной конструкцией, которых в годы Второй мировой войны было разработано немало, редко могли похвастаться высокими лётными характеристиками. Большинство из них не заходило дальше стадии прототипов. Однако Dornier Do 335 — совсем другая история.

Профессор Клаудиус Дорнье задолго до Второй мировой прославился необычными конструкциями самолётов, создав разнообразные машины для гражданской и военной авиации. Одним из «коньков» Дорнье был дизайн с тандемными поршневыми двигателями, в которых один пропеллер тянул самолёт вперёд, а другой толкал его. Среди подобных машин Дорнье были построенные ещё в 1920-30х гг. пассажирские летающие лодки Do J Wal и Do R Superwal и кульминация проекта — колоссальный двенадцатимоторный Do X, созданный для трансатлантических перелётов. 

Преимущества подобной схемы расположения двигателей довольно значительны: расположение моторов друг за другом практически вдвое снижает аэродинамическое сопротивление. Кроме того, их расположение вдоль оси самолёта делает пилотирование проще. В случае отказа одного из моторов не возникает перекоса тяги, что упрощает работу пилота и делает посадку менее опасной. Наконец, в боевом самолёте расположение двигателя позади кабины пилота ещё и защищает его от пуль и осколков.

С началом войны Дорнье, как и другие ведущие немецкие авиаконструкторы, занялся разработкой перспективного боевого самолёта. Основываясь на собственном патенте, зарегистрированном в 1937 году, он планировал построить металлический двухмоторный низкоплан с тандемной силовой установкой из двух двигателей Daimler-Benz. Первый проект — P.59 — после представления RLM был «отложен в долгий ящик», поскольку министерство посчитало его ненужным. Шел 1940й год и у Третьего Рейха не было необходимости в радикально новых машинах. Однако Дорнье не оставил идею и по собственной инициативе заказал у компании Schempp-Hirth, специализировавшейся на планерах, постройку экспериметального самолёта Göppingen Gö 9. По сути это был уменьшенный Do 17 с тонким фюзеляжем, двигателем в носовой и пропеллером в хвостовой частях, которые были соединены длинным валом. Дорнье удалось в целом побороть главную проблему такой компоновки — сильные вибрации машины из-за вала. Основываясь на полученных данных, конструктор разработал три проекта: P.231/1 с двигателями DB 605 E, P.231/2 с моторами DB 603 G и P.231/3 с комбинированной силовой установкой из переднего поршневого двигателя DB 603 и заднего реактивного Jumo 004 C. К тому времени спрос на скоростной самолёт в RLM сильно возрос: «краеугольные камни» Luftwaffe в виде Bf 109, Fw 190, Ju 88 и Bf 110 устаревали, война затягивалась, а Me 262 задерживался. Проект P.231 был представлен на конкурс на постройку скоростного бомбардировщика, объявленный в 1942 году, и выиграл в соперничестве с Arado, Junkers и Blohm und Voss. 

Получивший официальный индекс Do 335, а следом и собственное имя Pfeil («Стрела»), этот самолёт изначально должен был обеспечить нужды Германии в скоростном, лёгком в пилотировании и надёжном бомбардировщике, который мог бы совершать быстрые рейды в тыл противника, перехватывать и бомбить морские конвои и в случае чего противостоять вражеским истребителям сопровождения. В последнем аспекте Do 335 должен был полагаться на огромную скорость, которую должна была обеспечить тандемная двухмоторная силовая установка в сочетании с низким аэродинамическим сопротивлением. Однако в разработке начались задержки: потребовалось видоизменить конструкцию для возможности выполнения задач всепогодного и ночного истребителя. В итоге первый прототип Do 335 V1 поднялся в воздух только 26 октября 1943 года. Испытательные полёты показали отличную управляемость машины по крену, высокие скоростные характеристики в 600 км/ч на уровне моря. Эффективность хвостового оперения была невысокой, машина плохо реагировала на тангаж и рысканье. Пилоты отмечали комфортность кабины и интересную особенность машины: мощности двигателей было вполне достаточно для комфортного полёта на одном моторе, причём с остановленным передним двигателем Do 335 V1 летел быстрее.

Значительных нареканий к конструкции машины не было, в основном доработки заключались в улучшении воздухозаборников и систем охлаждения двигателей (в особенности заднего, имевшего тенденцию к перегреву). В последующих прототипах Dornier изменили форму колпака кабины и модифицировали крылья, увеличив их площадь, укрепили шасси и установили катапульту. Поскольку позади пилота был расположен пропеллер и большое крестообразное хвостовое оперение, чтобы покинуть самолёт в воздухе, ему нужно было нажать три кнопки (сброс пропеллера, сброс хвостового оперения и активацию пневматической катапульты), затем двумя рычагами открыть и сбросить колпак кабины, и лишь затем катапультироваться. Проверить эту сложную систему в действии, впрочем, не довелось.

Пятый прототип Do 335 V5 обзавёлся вооружением — 30-мм длинноствольной пушкой MK 103 в развале цилиндров переднего двигателя и двумя 20-мм MG 151 внутри капота. Бомбовая нагрузка состояла из 500-кг бомбы в отсеке внутри фюзеляжа и двух 250 кг бомб на крыльевых подвесах, которые также могли использоваться для дополнительных топливных баков или пушек. Финальный вид машина приняла в восьмом прототипе, который уже был оснащён двигателями DB 603 E-1, с которыми планировалось строить готовые самолёты. Do 335 V9 показал скорость 760 км/ч на высоте. В пробном бою с Fw 190 новый истребитель-бомбардировщик неоднократно выходил в хвост более лёгкой машине, а в случае опасности моментально отрывался от преследователя.

Всего было заказано 10 пробных Do 335 A0 и размещён заказ на, по некоторым данным, 120 машин финальной модификации A1. Они отличались использованием двигателей DB 603 A-1 с системой впрыска водно-метаноловой смеси для форсирования двигателя, установкой разнообразного радиооборудования и рефлекторного прицела. Однако массового производства добиться не удалось: авиазаводы Германии в 1944 году уже регулярно подвергались бомбардировкам, и Dornier этой участи не избежал. Всего было построено 22 самолёта, включая прототипы. Ближе к концу войны в руки союзников попали около 15 Do 335 различных модификаций и в разной степени готовности, остальные машины были утеряны при испытаниях, бомбардировках или уничтожены немцами при отступлении. В планах RLM было создание на базе этого самолёта и специализированного скоростного бомбардировщика, и двухместного ночного истребителя с радарной установкой, и даже разведывательного самолёта с камерами вместо бомбового отсека. Однако времени на это у Третьего Рейха уже не хватило.

Первое свидетельство мало-мальски боевого применения Do 335 (вероятно, A1) описано в мемуарах французского аса Пьера Клостермана. Группа из четырёх Hawker Tempest 3-го эскадрона Королевских ВВС Великобритании под его командованием заметила новый самолёт на небольшой высоте во время полёта на севере Германии. Однако даже высокая скорость Tempest не смогла сравниться с двухмоторным Do 335, который попросту развернулся и улетел прочь. Аналогичную ситуацию описывали и лётчики 325-й истребительной группы 15-й воздушной армии США — «Стрела» в полном соответствии своему имени просто улетела от их «Мустангов».

 

В World of Warplanes Dornier Do 335 A-1 Pfeil — это премиумный тяжёлый истребитель VIII уровня. В игре он такой же, каким должен был быть в истории: скоростной, очень мощный и «приёмистый» истребитель-бомбардировщик. Моторная 30-миллиметровая пушка стреляет точно, далеко и обладает хорошей скорострельностью, а пара MG 151/15 помогут «добрать» остатки прочности у подбитого противника. Однако для полноценного виражного боя эта машина не подходит: её достоинство — это возможность быстро прорваться на позиции противника, сбросить четыре 250-килограммовых бомбы, а затем уйти от погони и заняться охотой на крупные цели. Высотные характеристики и мощный форсаж дают возможность применять Do 335 A-1 и как охотника на бомбардировщики. В целом «Стрела» — очень интересный и при правильной тактике увлекательный самолёт. 

Комментарии

(3)