Самолёты МиГ в истории и в игре. Ч. 1

Советская ветка на данный момент — самая обширная в игре. Это обусловлено как разнообразием существовавших моделей самолётов и тактик их применения, так и масштабом воздушной войны на Восточном фронте. Специфика боевых действий на этом театре военных действий диктовала особые законы применения боевых крылатых машин и определяла необходимые для этого лётные данные. Доктрина ВВС РККА строилась на массовом применении тактической ударной авиации (штурмовики, лёгкие и пикирующие бомбардировщики), действующей непосредственно на переднем крае фронта и в ближнем тылу противника. Истребители были призваны содействовать работе ударных самолётов, прикрывать их от вражеских перехватчиков, а также ставить «воздушный зонтик» над своими войсками. Самостоятельные действия истребительной авиации («свободная охота») не поощрялись (например, маршал Г. В. Зимин в своей книге «Тактика в боевых примерах» указывает, что на свободную охоту было затрачено всего 2,7% от общего числа самолёто-вылетов истребительной авиации).

Таким образом, советская истребительная авиация — это главным образом авиация поля боя. Но не был обойдён и такой важный аспект ВВС, как прикрытие тыловых объектов от дальних бомбардировщиков противника. В силу сложившихся обстоятельств этой задачей занимались части и соединения, вооружённые обычными фронтовыми истребителями. Среди них выделяются самолёты ОКБ-155 талантливого конструктора Артёма Микояна.

Относительно молодое КБ Микояна было образовано 8 декабря 1939 года при Московском авиазаводе № 1 на базе ОКБ Поликарпова. Главной задачей ОКБ-155 стали доводка и подготовка к испытаниям разрабатывавшегося в КБ Поликарпова истребителя И-200 (будущего МиГ-1), над которым Микоян работал в качестве инженера. В дальнейшем ОКБ-155 сумело встать на ноги, окрепнуть и воспитать плеяду талантливых и знающих авиаконструкторов. ОКБ-155 (теперь КБ имени Микояна) существует и ныне.

Микоян и Гуревич обсуждают МиГ-3

Итак, чем же выделялись разработки ОКБ-155 среди других советских конструкторских коллективов? Можно сказать, что два ведущих советских «истребительных» КБ (ОКБ-301 Лавочкина и ОКБ-115 Яковлева) плотно занялись фронтовыми истребителями, ведущими бой на низких и средних высотах. На долю же ОКБ-155 выпала разработка новых машин, способных вести высотный бой. В ходе войны эти разработки не получили признания (на вооружении ВВС и ПВО РККА состоял только МиГ-3), но вскоре после войны самолёты МиГ-15 стали основой противовоздушной обороны ВВС.

В игре самолёты ветки МиГ органично дополняют по разнообразию тактик истребители Яковлева и Лавочкина. Если Яки — низковысотные самолёты для виражного боя, а «Лавки» — средневысотные «универсальные» машины, то МиГи — это скоростные высотные самолёты преимущественно для вертикальных манёвров. По максимальной скорости полёта МиГи держатся в первых рядах (догоняя таких признанных рекордсменов, как «Мустанги»), а по манёвренности не уступают бум-зумерам (таким как «Мессершмитты»). Слабым местом всей ветки является малое количество курсового вооружения, что не позволяет эффективно использовать стиль «бум-зум», вынуждая переходить просто в манёвренный бой на вертикалях. Впрочем, при таком стиле боя МиГи никому не дадут себя в обиду.

Итак, поговорим о каждом самолёте ветки немного подробнее.

МиГ-3

Самолёт был детищем предвоенной концепции «скоростного истребителя» для ВВС РККА. «Сердцем» опытного И-200 стал очень мощный двигатель АМ-35. Главной особенностью этого двигателя было то, что максимальную мощность двигатель развивал на больших (свыше 5000 м) высотах (а следовательно, достигалась и наивысшая скорость полёта). Самолёт был принят на вооружение как МиГ-1, а пройдя несколько модернизаций (с модификацией двигателя до АМ-35А, с дополнительными топливными баками и вооружением) — как МиГ-3. МиГ-1/3 обладал отличными скоростными качествами, хорошей отзывчивостью, хорошей управляемостью при вертикальных манёврах, высокой ремонтопригодностью. Но вместе с тем громоздкий двигатель не позволял установить хорошее синхронное вооружение, самолёт имел плохие штопорные характеристики, и на малых высотах его лётные данные резко падали. Собственно, именно последний недостаток определил провал МиГ-3 как фронтового истребителя. В ОКБ-155 попытались исправить это установкой двигателя АМ-38 (низковысотной модификацией АМ-35), но эти моторы были крайне нужны для Ил-2, и на долю МиГов не оставалось ничего. Поэтому производство МиГ-3 в начале 1942 года было свёрнуто. Но самолёт нашёл себе применение как высотный истребитель в системе ПВО, где его скоростные и манёвренные характеристики стали решающими. Так он в основном и применялся до конца войны.

Легендарный Александр Покрышкин и его МиГ-3

В игре МиГ-3 — это лучший самолёт советской ветки по характеристикам пикирования, приёмистости двигателя и отзывчивости на рулях. По скорости он занимает второе место после P-40 Warhawk. Слабая сторона МиГ-3 — относительно лёгкое вооружение, что не всегда позволяет уверенно поражать цель с одного захода.

И-210

И-210 (заводской индекс самолёта) разрабатывался как попытка микояновцев оправдать выпуск МиГ-3 с применением перспективного радиального двигателя М-82. После многочисленных доработок планера и двигателя (в результате даже сменился индекс на И-211, а двигатель — на М-82Ф) самолёт показал высокую скорость и отличную скороподъёмность. Но до государственных испытаний дело не дошло, поскольку в то время испытывался истребитель Ла-5ФН и на подходе был Ла-7, не уступавший И-211. Поэтому предпочтение было отдано «Лавке», как уже отработанной конструкции. Интересный факт: кроме индекса И-210, иногда этот самолёт упоминался с названием МиГ-9, потому в некоторых источниках он указан как "МиГ-9 первый".

И-210 на аэродроме в ожидании испытательного вылета

В игре И-210 своими характеристиками «навязывает» игроку определённую тактику боя — виражный бой на вертикалях. От своего «двоюродного брата» — Ла-5 — машина отличается более высокой скоростью, более резким (но коротким) форсажем и лучшими характеристиками пикирования. В то же время «Лавка» превосходит И-210 в управляемости, характеристиках сваливания и в скороподъёмности на малых и средних высотах, а также в вооружении.

И-220

Разрабатывался микояновцами в инициативном порядке как развитие самолётов под линейку двигателей АМ-35/АМ-37/АМ-39 и АМ-42. Истребитель И-220 предназначался для ведения активного воздушного боя на всех высотах. Для повышения горизонтальной скорости конструкторы добились максимально чистых и «обжатых» обводов планера (в частности, все радиаторы были убраны в крыло). Предварительные испытания показали, что И-220 имеет большие перспективы. Даже с мотором АМ-38Ф (поставленным для испытаний планера) самолёт обладал большой скоростью и скороподъёмностью, благодаря чему с успехом мог быть противопоставлен практически любому истребителю на малых и средних высотах. Но государственные испытания машины постоянно срывались из-за общей неготовности двигателей АМ-39 и АМ-42. В конце концов стало ясно, что в разумные сроки обеспечить надёжность новых двигателей не удастся и более перспективным видится переход самолётов на ТРД. Поэтому работы над опытными машинами были прекращены.

И-220. Обратите внимание на выверенность обводов фюзеляжа

И-220 в World of Warplanes — первый самолёт ветки, получающий мощное вооружение (четыре синхронные 20-мм пушки) и, соответственно, способный без помех пользоваться стилем «бум-зум». От своих главных конкурентов: Р-51D и Bf.109G — машина выгодно отличается своей скоростью в номинальном и форсажном режимах, мощным вооружением и хорошей манёвренностью. Фактически И-220 может вести высотный бой как на вертикалях, так и на горизонталях, комбинируя и изменяя тактику боя в широких пределах. И-220 раскрывает все свои положительные качества именно на большой высоте (гораздо резче, чем его конкуренты). Спускаться ниже оптимальной высоты ему не рекомендуется.

Читайте в следующей части: уникальный И-250, первый взлетевший реактивный истребитель СССР МиГ-9 и легенда - МиГ-15бис.

Марк Иванов (Game Designer)

Автор статьи

В игровую индустрию я пришёл недавно – летом 2013 года. Увлекаюсь историческими варгеймами, командно-штабными играми, интересуюсь военной историей и историей авиации. Таким образом, работая в студии, я совмещаю хобби и профессию. В команде игрового баланса я занимаюсь первичной настройкой и облётом (flight testing) новых самолётов и анализом боевого баланса.

Комментарии

(0)